Трудности подросткового возраста в вопросах и ответах

«Отрочество – это период, когда человек переживает свое второе рождение»                                                                                  Франсуаза Дольто

Подросток – какие возрастные критерии?

Подростковый возраст подразделяется на два периода – пубертатный(младший подростковый) 11-15 лет и юношеский 16-20 лет. Цифры могут варьироваться, и это зависит от той среды, в которой проживает молодой человек или девушка, от его психологических и физиологических особенностей и скорости взросления.

Когда впервые заинтересовались проблемой подростков психологи?

Американец Стэнли Холл был одним из пер­вых, кто в начале века посвятил отрочеству научное исследование. В 1904 году, опубликовав «Пси­хологию отрочества», он создал в США свою школу. Истоки же исследований восходят к 1890 году.

Кто еще занимался исследованием подросткового возраста, и какая литература была бы полезна к прочтению родителям?

Франсуа́за Дольто́ — французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа, детского и подросткового психоанализа, в частности. Рекомендовала бы к прочтению ее книги – «На стороне ребенка» и продолжение « На стороне подростка». Так же хотелось бы порекомендовать родителям книгу Сюзан Форвард «Токсичные родители». Возможно, в данной книге многие родители узнают самих себя в настоящем времени, либо как подростков, детей, которые переживали подобные взаимоотношения с родителями. Книга эта рассказывает о том, что и как разрушает взаимоотношения между детьми и родителями и как это сказывается на дальнейшей жизни уже повзрослевшего человека.

Почему этот возраст трудный?

Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Э.Эриксон  — автор периодизации развития личности писал о том, что подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Как известно вся наша жизнь состоит из периодов относительного спокойствия и кризисов, посредством которых мы выходим на качественно новый уровень своего развития, либо не выходим, и следующий кризис усугубляет наши нерешенные задачи прошлых лет. И я думаю, что этот кризис это первый самый тяжелый кризис в жизни человека, так как он уже не ребенок, но еще и не взрослый, способный ответственно подходить к решению своих собственных задач.

Какую задачу посредством этого кризиса решает подросток?

Основной же задачей подростка является поиск собственной идентичности, и волнуют ответы на такие вопросы, как Кто я? Какой я? Кем я буду? Страх смерти, Отношения с противоположным полом, отношения с родителями.

Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности.

Что значит идентичность и для чего она?

Говоря об идентичности мы подразумеваем целостность личности, а также понимание своей принадлежности к определенному полу, национальности, профессии.  То есть это когда человек понимает и осознает свое место в жизни, вера в свою социальную роль, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность.

 Задачей данного периода для подростка  является – самоопределение и выбор жизненного пути.

Если не удается пройти данный кризис?

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.

Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

Какие происходят изменения в подростковом возрасте?

Как я уже говорила это возраст, когда человек переживает свое второе рождение. По сути, подросток, это человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями детством и взрослостью. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого. Происходит столкновение реальности и фантазии, что влечет за собой разочарование подростка, поскольку он осознает ограничение своих возможностей и «сбрасывает» с пьедестала своих родителей. На первый план выходит проблема отделения от родителей и отношений с другими, и иногда именно невозможность построить отношения вызывает у подростка тревогу, с которой он справляется посредством экстремальных способов, которые пугают родителей. Другой возможный способ ответа подростка – это уход в себя, что выражается в депрессивных состояниях.

Кроме психологических изменений происходят изменения тела. Растет недовольство своим отражением в зеркале.

Что происходит в отношениях с родителями?

Надо сказать, что родители часто не понимают, что происходит с ребенком, и сталкиваются только с внешними изменениями, с внешними проявлениями бунта. Но для понимания необходимо знать о внутренних изменениях, которые происходят с подростком.

Особые сложности для подростков создает то, что родители все ощутимее лишают своих детей поддержки, которую оказывали им в предшествующие годы. «Ты уже не ребенок, возьми себя в руки» — такое часто говорят подростку. Желая своему ребенку успехов в школе и на работе, родители требуют, чтобы он принял на себя ответственность за свое постепенное взросление. При этом многие из них дают понять, что хотя они и признают отделение подростков, они будут продолжать давать указания своим уже выросшим детям. Эта противоречивая ситуация болезненно воспринимается подростками. Они остро чувствуют груз родительских претензий и желание видеть их взрослыми. Одновременно с этим они получают противоречивый сигнал: «У тебя еще нет равных с нами прав. Ты должен делать то, что говорит тебе твой отец/твоя мать». Чем жестче звучат требования и чем меньше у подростка внутренней силы, тем скорее возникнет опасность того, что он будет чувствовать себя неудачником. Одни реагируют на это апатией, другие – агрессией, но все они стремятся тем или иным способом избежать этой ситуации в прямом и переносном смысле.

Одной из важных задач является отделение подростка от родителей. При этом авторитет родителей снижается. Новыми значимыми фигурами становятся другие взрослые, которых молодые люди рассматривают в качестве образцов, и ровесники, чье мнение начинает цениться выше, чем прежде.

Какие проявления типичны для подростка и как с ними обходится взрослым?

Агрессия — Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в отчет на давление со стороны взрослых.

 Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия) а так же в пассивной форме (апатия, лень, игнорирование требований). Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая прямая, совестное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка и т.д.) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.

 Как поступать родителям?

Но это не значит, что родители должны во всем потакать взрослеющему ребенку. Подросткам просто крайне необходима родительская последовательность и твердость. Потому как, если они не будут понимать против чего бунтовать, отделения не произойдет. Нельзя отделиться от идеальных родителей. Подросток учится независимости, чаще не поступая так, как хотят родители, или поступая, так, как родители не хотят. К тому же взрослые оберегают их – ограждая от опасностей внешнего мира, так же как они это делали для своих детей, когда они начали ходить.

Подростковая лень — за подростковой ленью может скрываться совершенно разные реакции и проблемы: депрессия, проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация), следствие хронических перегрузок, проявление подражательного (группа – ориентированного) поведения, один из способов обратить на себя внимание, плохое самочувствие вследствие высокого расхода энергии и гормональной перестройки.

 Здесь родителям необходимо понять причину такого поведения, прежде чем принимать меры.

Что чувствуют родители?

 Важно, чтобы подростки поняли, что и родители находятся в тяжелом положении: они чувствуют, что их значимость снизилась, что взросление детей означает достижение наивысшей точки с их собственном жизненном цикле, после которой начинается спад. Для родителей это тоже кризис, им трудно переживать отделение детей. Они не знают, как им жить дальше и что они хотят осуществить во второй половине жизни. Некоторые из них чувствуют зависть к жизненной силе и еще неизвестному будущему своих детей, а так же грусть из-за опустевшего семейного гнезда.

 На фоне этих чувств родители часто начинают бороться со своими детьми. Они вмешиваются в их дела в неподходящие моменты, мелочно опекают детей и испытывают чрезмерную тревогу или же эмоционально отдаляются и отказывают детям в необходимой похвале и симпатии.

Самым тревожным моментом в этот период может быть то, что родители мешают отделению ребенка и препятствуют его взрослению из страха потерять его. Причин таком у поведению родителей может быть множество.

Какие можно дать рекомендации родителям подростков?

Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком:

 · следите за собой — не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

 · обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

 · не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять, — настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

 · во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле, — что он не любит вас, ненавидит и так далее; имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику;

 · знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, — это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

В каких случаях родителям не стоит беспокоиться?

 • Беспорядок в комнате. Часто жалобы на подростков связаны с тем, что они редко убирают свою комнату. Поскольку беспорядок обычно ограничивается спальней подростка, просто закрывайте дверь его комнаты и игнорируйте хаос в ней.

• Уход от общения. Подростки нуждаются в предоставлении им возможности уединиться хотя бы для того, чтобы послушать музыку или поговорить по телефону с друзьями. Такое поведение типично и часто бывает важным средством для того, чтобы испытать свою способность отделиться от семьи. Не стремитесь влезть в личную жизнь подростка, если он этого сам не захочет. Обсуждайте с ним вопросы, касающиеся выполнения домашних заданий, но о телефонных переговорах говорите лишь предупреждая, чтобы счета оставались в пределах допустимого.

• Идеализация. Постоянные, но преходящие восторги от «идолов» есть проявление попытки установить собственную идентичность. Одновременно возможно и низведение с «пьедестала» родителей.

• Причудливая одежда или прическа. Протестные формы поведения подростка могут быть весьма разнообразными. Обычно такие «демонстрации» – временное явление. Вы хорошо сделаете, если попытаетесь по возможности их игнорировать.

• Легкие колебания настроения. Внезапно наступающие колебания настроения в связи с предстоящими событиями или связанные с отношениями с противоположным полом – нередкое явление у подростков. Если это не отражается на школьной успеваемости или других занятиях, то у вас нет повода для беспокойства.

И в каких случаях уже стоит обратить внимание и начать беспокоиться или действовать?

  • Отчетливое снижение интереса к привычным занятиям.
  •  Упорная бессонница.
  •  Утрата интереса к друзьям.
  •  Внезапное и сильно выраженное ухудшение школьной успеваемости.
  •  Прогулы школьных занятий.
  • Отказ от выполнения различных правил – от экономии и ведения домашнего хозяйства до невозвращения домой на ночь и т.д.
  •  Проявления ненависти и презрения к прежде любимым членам семьи.
  • Рукоприкладство по отношению к родителям.
  • Частое или длительное употребление наркотиков или алкоголя.
  •  Совершение уголовно наказуемых деяний.
  •  Высказывание мыслей о самоубийстве.
  •  Вступление в секту.

 

Запись опубликована в рубрике Блог с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.